Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации
Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации Большой Алтай Patrimonio Большой Алтай IAPA
Сохранить красоту, созданную природой
Контакты:
адрес: с. Усть-Кокса, ул. Заповедная, 1,
тел.: 8(38848)22-9-46, 8(38848)23-1-43,
E-mail: katunskiy@mail.ru

Погода

Алтае-Саянское горное партнёрство

Календарь экологических праздников

Экологические праздники

Экскурсионные маршруты

Экскурсионные маршруты Катунского заповедника

Мы в соц сетях

VK Одноклассники YouTube Telegram
Большая Азия

Обряд привязывания кыйра

Обряд привязыванияБелые ленты, развивающиеся на деревьях, и камни, сложенные горками – обоо таш, всегда привлекали к себе внимание гостей. И если гость хочет привязать на дерево ленту или положить камни на перевале, должен знать для чего и как это делается.
Обряд привязывания кыйра или дьалама (в зависимости как их привыкли называть жители той или иной местности) – один из самых древних обрядов. Он имеет философский и религиозный характер. Впервые обряд упоминается в одном из самых распространенных жанров народной поэзии - (благопожеланиях), датируемых приблизительно I-IV веками нашей эры. Это древний, архаический жанр народной поэзии, основанный на магии слова, имеющий целью путем просьбы или благопожелания добиться успеха в труде, материального достатка и благополучия в жизни, удачи в мирных и ратных делах, благоденствия и здоровья как отдельного человека, так и коллектива (рода, племени) в целом. Основное назначение алкышей – улучшение жизни человека. Алкыши задабривают главного покровителя родов, племен – «Алтайдын ээзи», «духа Алтая».

Согласно алтайской философии Айлаткыш и святого писания Самыр (святое писание о жизни святых, о богах и небесах, рассуждения и объяснения о судьбе и предназначении человека), в давние времена на Алтае жил человек по имени Дьер-Дьяны и было у него три сына: Тенери-Тедучи, Теер-Керелте, Шаар-Шалты. В то время люди верили шаманам – камам, широко был распространен шаманизм. Старший сын Тенери-Тедучи и средний сын Теер-Керелте стали распространителями и проповедниками Белой веры. А Теер-Керелте, когда стал святым, получил имя Буркан-Качы (бура – душа, канн – сокровенное, качы - учитель). Он получил от хозяина Алтай дар ясновидения, с помощью которого общался с богами, хозяевами – духами рек, читал и объяснял святое писание Самыр. Согласно этим писаниям небо состоит из 9 слоев, в каждом слое свой Буркан (Бог), от которого зависит жизнь людей на земле. Второй слой неба называется Алтайдын сыны тенери, что означает Небо уровня хребтов Алтая. Здесь находится дух Алтая – Алтайдын ээзи От него зависит благополучие путника, поэтому духу Алтая на перевалах днем привязывают белую ленту, что означает признательность природе, желание быть чистой душой без злого умысла. Шестой слой неба – Кек айнас тенери – Чистое синее небо. Здесь находится Ай-Буркан (Луна - Буркан). С Ай-Буркана на землю поступают белые благородные частицы. Происходит это в дни новолунимя, а черные вредные частицы поступают при убывающей луне. Поэтому все обряды и мероприятия (праздники, свадьбы, новоселья и т.д.) совершают только в новолуние.
Кыйра привязыват на перевалах, у родников, на местах, где произрастает арчын (можжевельник).
Существуют определенные правила, которые должен знать каждый привязывающий кыйра:
1. Человек должен быть чистый. Это означает, что среди его членов семьи и родственников в течение года не должно быть покойников.
2. На одном и том же месте кыйра можно привязывать один раз в год.
3. Лента – кыйра должна быть только из новой ткани шириной 5-5 см, длиной от 80 см до 1 метра и должна привязываться парой.
4. Кыйра привязывают к ветке дерева с восточной стороны. Дерево может быть березой, лиственницей, кедром. Запрещается привязывать на сосну и ель.
5. Привязывают в основном ленту белого цвета. Но можно голубую, желтую, розовую, зеленую.
6. Одновременно ленты всех цветов привязывают на молениях. Они совершаются два раза в году весной на празднике зеленой листвы и осенью на празднике Желтой листвы.
Каждый цвет кыйра имеет свое предназначение.
1. Белый цвет – цвет Ак-Буркана, принадлежность к Белой вере, это цвет Аржан суу – целебных источников, цвет белого молока, вскормившего человеческий род, поклонение духам перевалов.
2. Желтый цвет – символ солнца, луны.
3. Розовый цвет – символ огня.
4. Голубой цвет – символ неба, звезд.
5. Зеленый цвет – цвет природы, священных растений арчына (можжевельника) и кедра.
В процессе совершения данного обряда, нельзя громко разговаривать, сквернословить. Человек мысленно обращается к природе, к Бурканам через алкыши-благопожелания и просит мира, здоровья, благополучия своим детям, родственникам и народу в целом.
На перевалах, в основном, где нет деревьев, в знак поклонения Алтаю можно положить камни на обоо таш. Путник проезжающий через перевал, просит у хозяина Алтая благословения, счастливого пути.
Алкыши – благопожелания
Родники твои с перекатами,
Бог ты мой Алтай,
Травы твои лекарственные,
Бог ты, мой Алтай,
Растянулся, как плоть, мой Алтай.
Ты был мне люлькой, мой Алтай.
Дайте добро на жизнь,
Чтоб дети мои были счастливыми,
Кайракоон! Благодарю тебя!

Устер, устер,, уч чолмон
Iаркынына iурелик.
Уч толыкту Кан – Алтай
Колтыгына iурелик.
Алтыбыста ак чолмон
Iаркынына iурелик.
Ак iанду Кан – Алтай
Эдегине iурелик.
Айланайын Алтайым,
Алкыжаарды беригер.
Эбирейин, Алтайым,
Эзенеерди беригер.

Если эта река бурная,
Пусть даст мелкий брод!
Если это гора высокая,
Пусть даст низкий перевал.