Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации
Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации Большой Алтай Patrimonio Большой Алтай IAPA
Сохранить красоту, созданную природой
Контакты:
адрес: с. Усть-Кокса, ул. Заповедная, 1,
тел.: 8(38848)22-9-46, 8(38848)23-1-43,
E-mail: katunskiy@mail.ru

Погода

Алтае-Саянское горное партнёрство

Календарь экологических праздников

Экологические праздники

Экскурсионные маршруты

Экскурсионные маршруты Катунского заповедника

Мы в соц сетях

VK Одноклассники YouTube Telegram
Большая Азия

Этно-экологический музей алтайской культуры

IMG_1326На территории центральной усадьбы находится этно-экологический музей алтайской культуры. Музей создан в восьмиугольном бревенчатом аиле - традиционном жилище алтайцев.
Здесь расположена экспозиция традиционных предметов быта - национальная одежда (женская и мужская), посуда (тажуур – кожаный сосуд для хранения молока, тепши – большое блюдо, пиалы, туески), музыкальные инструменты (икили - смычковый инструмент, комыс – язычковый инструмент, шоор – духовой инструмент, тип продольной флейты), охотничье и скотоводческое снаряжение (кырлу – самодельное ружье, камчы - кнут, конская сбруя) и пр.

Посетители музея могут познакомиться с историей алтайского народа, экологическим мировоззрением и обычаями алтайцев. «Айыл» – традиционное жилище алтайцев, может быть из войлока, брусьев с остроконечной IMG_1339_малкрышей, вверху которой имеется отверстие для дыма. Все виды жилищ внутри имеют круглое пространство. Жилище у алтайцев, строго ориентирована по сторонам света, входом в восточную сторону, что является древней традицией тюркских народов. Восток, где встает солнце, ассоциируется с жизнью и считается благоприятной стороной света.
Внутри юрты, напротив дверей, находится почетное место «тор». Внутренне пространство делится на правую и левую стороны. Традиционно левую сторону занимали мужчины (эр дьаны), правую женщины (эпши дьаны). Около почетного места «тор» на женской половине находилась кровать, женский вещевой набор. В хозяйственной женской части жилища размещались продукты, утварь, полки, а ближе к выходу инвентарь, дрова и пр. В мужской половине располагались культовый набор, скотоводческий и охотничий инвентарь, вещи хозяина, постель для детей и гостей.
Внутренне пространство юрты имеет несколько знаков – символов, выступающие как обереги – хранители, превращает жилище в сакрально освоенное пространство.IMG_1336_мал Очаг – семейный центр юрты, символ теплоты и счастья, наиболее почитаемый объект. Огонь очага – это символ культурного мира, от которого зависит благополучие семьи, поэтому следовало придерживаться следующих запретов. В очаг нельзя лить воду, бросать мусор, плевать, мешать в нем золу, касаться огня ножом, гасить огонь в очаге, переступать его. Нарушение запретов могло предвещать падеж скота, распад семьи, болезни и пр.

Другим значимым объектом является дверь (эжик) и порог (позого). Универсально толкование значения двери как «границы двух миров». Дверью нельзя громко хлопать, держаться за косяки, прикасаться к ее верхней части. Порог юрты почитаем, потому что он оберегает семью и, в силу этого , является запретным местом: на него нельзя наступать, а лишь перешагивать; на него нельзя садиться, в противном случае будут бедность и лишения.